Connect with us

Hi, what are you looking for?

Интересное и познавательное

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека

Фрезе, Шуберский, Ипполитов, Шуленбург, Пироцкий – о многом ли вам говорят эти фамилии, уважаемый читатель? И если фамилию Фрезе вы наверняка слышали, а с трудами Федора Пироцкого, изобретателя трамвая, вы, возможно, ознакомились в моей статье “А вы знаете,кто изобрел электрический трамвай? Да, да – снова эти русские!”, то другие фамилии вам вряд ли знакомы.

Сейчас эти господа – как артисты на затемненной сцене, замерли без движения, их почти не видно, только по очертаниям можно догадаться, что кто-то стоит, кто-то сидит в кресле, кто-то прилег на кушетке с книжечкой… Световая пушка выхватывает одну фигуру. Она «оживает» и начинает рассказывать свою историю. Представили?

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека

Итак, о троллейбусах.

В пятом номере журнала «Автомобиль» за 1902 год была напечатана подробная заметка под заголовком «Испытание электрического автомобиля с «троллей»: «В воскресенье, 31 марта, в три часа дня, на дворе завода «Фрезе и К°» в присутствии г. министра путей сообщения кн. М.И. Хилкова и членов Комиссии по вопросу о применении электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водяных путях, был демонстрирован автомобиль, питаемый током от центральной станции при помощи особой тележки, катящейся по проводам и собирающей с них ток. Тележка, соединённая с автомобилем двойным проводом, передвигается самим автомобилем.

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Первый российский троллейбус Фрезе на испытаниях

Автомобиль, весящий 50 пудов, был нагружен 50-ю пудами и показал средний расход тока 7 ампер при 110 вольтах, то есть 7×110 = 770 Вт. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался. Все детали конструкции выполнены гр. С.И. Шуленбургом. На испытании кроме вышеупомянутых лиц присутствовали: инженер путей сообщения А.Е. Белой, В.П. Шуберский, кн. П.Д. Львов, П.А. Фрезе и др.»

Световая пушка осветила господина Шуберского. Последуем за световым кругом, уважаемый читатель? Узнаем, кто такой В. Шуберский, участвовавший при испытаниях первого российского троллейбуса?

Напомню историю. Самый первый троллейбус (автомобиль на колесах, использующий для передвижения электрический ток, поступающий с проводов) сконструировал знаменитый немецкий инженер Вернер фон Сименс и назвал своё детище «Электромот» (Electromote).

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Первый троллейбус Сименса

Основой он взял идею своего брата, английского изобретателя, доктора Вильяма Сименса, высказанную в журнале Society of Arts в 1880 году. Продемонстрировал он образец в 1882 году, и тогда же был запущен первый в мире троллейбусный маршрут длиной 540 м в пригороде Берлина (Галензее), а перед этим – опытная линия в городе Инстербург (ныне — Черняховск Калининградской области).

 

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Троллейбус в Билятале

«В том же 1882 г. американцем Финни из Питтсбурга был предложен тип электрического омнибуса, работа которого основывалась на принципе получения энергии от контактных проводов. В 1891 г. была открыта троллейбусная линия в Билятале у Кенигштейна-на-Эльбе».

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
1892 г. Троллейбус (“Электромот” Сименса)

Интересно: «Первая электростанция (блок-станция) в России была построена на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок в 1876 г. В Москве первая центральная электростанция на 400 кВт (Георгиевская) на угольном топливе была построена в 1888 году. Первые электростанции Петербурга вначале размещались на баржах, закрепленных у причалов на реках Мойке и Фонтанке в начале 80-х гг. Мощность каждой станции составляла примерно 200 кВт.

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Первая электростанция в Москве.

Первым в России предприятием с трехфазным электроснабжением был Новороссийский элеватор (1893 г.). Первая трехфазная установка в Америке была сооружена в Калифорнии на гидроэлектростанции в 1893 г. С 1897 г. началась электрификация крупных городов России».

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Электростанция в Новороссийске, на элеваторе

В связи с техническими сложностями (недостатки конструкции токосъемника, неровные дороги), а также началом Первой Мировой войны активное применение троллейбусов началось только с 20-х годов 20 века. К началу 30-х годов троллейбус использовался в 36 городах Англии, а в США – в 20.

Первый российский троллейбус «увидел свет» в 1902 г. Но, к сожалению, развитие это транспортное средство получило только в 1933 г. (о первом троллейбусе СССР я написала в статье «Ностальгия по московскому троллейбусу»). Троллейбусное сообщение развивалось в СССР быстро. Троллейбусы не загрязняли воздух, были тихими, по сравнению с автобусами и трамваями, установка контактной сети стоила дешевле трамвайных линий, кроме того, троллейбусы были маневреннее трамваев. Транспорт будущего!

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека

1900 — первый троллейбус в Париже пущен временно для Всемирной выставки

1901 — близ Дрездена открылся первый в истории троллейбусный пассажирский маршрут длиной 4,4 км. (до 1904)

1906 — открылся троллейбус в небольшом курортном городе Ahrweiler в 60 км. южнее Кёльна (до 1917)

1908 (1938) — Вена

1909 (1915) — Братислава

1911 — первые в Англии троллейбусные линии в Лидсе и Брэдфорде

1912 — пущен троллейбус в Париже и Берлине

1914 — Шанхай (Китай)

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Шанхайский троллейбус, 1920 г.

1923 — Филадельфия (США)

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Эксперименты с троллейбусом в США

1924 — Веллингтон (Новая Зеландия)

1931 (1962) – Лондон

1933 — Москва, Будапешт, Милан, Дейтон (США)

В 1902 г. Фрезе и Ко представили транспорт будущего – троллейбус – но не смогли совладать с владельцами конок и иностранными фирмами. Можно было привлечь капитал, но в то время и трамвай был новинкой, с трудом пробивал себе дорогу вне обеих столиц Российской Империи (в столицах правили бал хозяева конок).

Тем не менее, присутствовавший на испытаниях троллейбуса В. П. Шуберский вдохновился идеей транспорта, питающегося от электросети, и в 1902 г. опубликовал солидную работу («Проект оборудования электрическими автомобилями шоссе Новороссийск — Сухум»).

Мы знаем о самом протяженном троллейбусном маршруте Симферополь – Ялта в Крыму. 6 ноября 1959 года торжественно было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь — Алушта. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами-экскурсоводами.

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека

А 57 годами ранее «студент-технолог В. П. Шуберский» (в ряде статей его называют «инженер В. И. Шуберский») предлагает сложнейший, причем технически осуществимый даже в те времена проект троллейбусного сообщения Новороссийск-Сухум. Меня привлекла грандиозность этого проекта, так и не осуществленного и в советское время. Хотя троллейбусы в Сухуми «бегают» до сих пор.

Загадка В. Шуберского. Проект, обогнавший время на полвека
Маршрут Новороссийск – Сухум

Я решила поискать информацию о нем. Нашла много интересного, и приглашаю вас, уважаемые читатели, в увлекательный квест, который я назвала «Тайна Шуберского».

Содержание

Toggle

В тренде