22 сентября 1692 года были казнены последние восемь «ведьм»
Надо сказать, что у городка Салем, расположенного в штате Массачусетс, была плохая репутация еще до процесса над «ведьмами». Местные жители постоянно делили имущество и землю, конфликтовали, выясняли отношения. С другой стороны, как еще было развлекаться? Все-таки они были пуританами, у которых даже детские игрушки считались баловством.
Все началось в январе 1692 года. Дочь пастора Элизабет и его племянница Эбигейл, девочки 9 и 11 лет, стали вести себя не просто подозрительно, а прямо-таки пугающе. Издавали странные звуки, швырялись предметами, прятались под мебель, их тела принимали странное положение. Также они жаловались на «колющие все тело иглы». Врач не нашел у девочек никаких признаков физической болезни. Ну а когда пастор решил прочитать над ними проповедь, они стали затыкать уши.
Неизвестная болезнь стала распространяться: вскоре еще несколько девочек начали демонстрировать схожие симптомы. Очевидно, что в наши дни в аналогичном случае кинулись бы искать медицинские причины. Но в конце XVII века все было еще очевиднее: в городе поселились ведьмы!
Первую «ведьму» нашли быстро: ею оказалась женщина индейского происхождения по имени Титуба, прислуживавшая в доме пастора. Девочки заявили, что Титуба учила их колдовству. Но одной «ведьмы», чтобы закрыть дело, оказалось мало. Еще две женщины были обвинены в колдовстве. Все три обвиненные были для пуритан легкой добычей: одинокие и без связей. Кроме того, все они давно не ходили в церковь, что подозрительно.
В марте к сидевшим под арестом обвиненным прибавились новые. В том числе четырехлетняя дочь одной из женщин, Сары Гуд. Девочка, видимо, хотела повидаться с мамой в тюрьме и простодушно призналась, что «она тоже ведьма». Обвинение еще трех женщин взволновало общество: в отличие от первой партии «ведьм», эти три были преданными прихожанками и происходили из влиятельных семей. Если уж дьявол мог заманить таких женщин в свои сети, он может заманить кого угодно!
Как ты уже заметил, особенно симпатией дьявола пользовались именно женщины. Пуритане считали, что женщины слабы телом и не могут противостоять дьявольским чарам, поэтому именно они чаще всего становятся ведьмами.
Несмотря на такой шовинистский настрой, в апреле аресты коснулись и мужчин. Вместе с женой Элизабет был арестован фермер Джон Проктор, а также муж другой обвиняемой — 80-летний Жиль Кори и бывший пастор Салема Джордж Берроуз. Охота на ведьм приобрела невиданные масштабы. Всего за несколько месяцев в связях с дьяволом были обвинены и заключены в тюрьму 150 человек — жители не только Салема, но и соседнего Бостона.
Суд начался в мае. То, что неизвестную болезнь на девочек послал сам дьявол, сомнению не подвергалось. Все, что оставалось выяснить суду, — сотрудничали ли с дьяволом подсудимые, то есть давали ему разрешение на использование своего образа или он действовал вопреки их воле.
При этом главным свидетельством были видения девочек. А поскольку они заверяли, что обвиненные являлись к ним, точнее, дьявол являлся приняв обличие обвиненных, то судьба несчастных была предрешена.
Казни начались уже в июне. Первой 10 июня была повешена пожилая женщина — Бриджет Бишоп. Суд признал ее виновной не только по обвинению девочек, но и потому, что она вела «не пуританский образ жизни», в том числе одевалась, по мнению суда, «в странные одежды».
В июле была казнена Сара Гуд, мать четырехлетней Доротеи. Уже с веревкой на шее Сара обратилась к священнику, принимавшему активное участие в обвинении: «Ты лжец… Я не больше ведьма, чем ты колдун, и, если ты отберешь у меня жизнь, Бог даст тебе напиться собственной кровью». По легенде, спустя 25 лет священник действительно умер от внутреннего кровотечения: кровь заполнила даже его рот.
Казнь бывшего пастора Салема Джорджа Берроуза вызвала особое волнение среди жителей. Больше тридцати человек попросили о смягчении наказания для бывшего пастора. Кроме того, уже на эшафоте Берроуз полностью и без единой запинки прочитал молитву — считалось, что ни ведьма, ни тот, кто находится под воздействием дьявольских сил, не может этого сделать. Но приговор все равно был приведен в исполнение.
Всего к осени были казнены 11 человек. А 81-летний Жиль Кори, отказавшийся свидетельствовать, был подвергнут пытке под французским названием peine forte et dure, то есть «длительное и продолжительное мучение» (она уже в XVII веке считалась устаревшей), — ее применяли к обвиняемым, отказывавшимся свидетельствовать. На грудь несчастного положили доску, на которую один за другим клали тяжелые камни.
Нужно отдать должное героизму Кори: два дня, что длилась пытка, он не молвил ни слова и умер так и не «сознавшись». Видимо, это было связано с тем, что в случае признания им вины его земли и имущество были бы конфискованы в пользу государства и его семья осталась бы без средств к существованию.
Последние казни салемского процесса состоялись 22 сентября 1692 года. В этот день были повешены восемь «ведьм». Несколько казней в силу разных причин не состоялись. Так, повешения удалось избежать Элизабет, вдове уже казненного Джона Проктора. Она была беременна, и суд постановил дождаться рождения ребенка, а потом осуществить «правосудие».
К счастью для других обвиненных, уже в мае 1693 года губернатор Массачусетса помиловал арестованных. А в 1697 году власти признали процесс незаконным и даже извинились перед пострадавшими и их семьями. И извиняются до сих пор.
Процесс над «ведьмами» стал символом Салема: в этом городке упоминания ведьм можно встретить повсюду, даже на машинах полицейских.
Так что же произошло с девочками, которые начали этот процесс? Что за загадочная болезнь их настигла? Существует несколько версий. Кто-то считает, что они стали жертвами общего психоза, зародившегося из-за строгости пуританского воспитания. Другие убеждены, что дело в отравлении неким интоксикационным веществом.
Но, учитывая, что и до процесса жители Салема постоянно грызлись друг с другом за земли и имущество, то, возможно, «охота на ведьм» всего лишь продолжение этой войны, в которой дети и их «болезнь» стали удобным оружием.
Источник