В России решили возобновить проект подводного прогулочного автомобиля «Марина». С его помощью можно без подготовки погрузиться на глубину до 50 м и провести под водой до четырех часов. Об этом рассказали «Известиям» в пресс-службе Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ) в четверг, 3 июня.
Готовый образец представят на интенсиве «Архипелаг 2121», который пройдет в июле-августе этого года в Великом Новгороде. В случае интереса инвесторов планируется привлечь средства на окончательную доработку проекта и продать его туристическим или промышленным компаниям.
Разработка подводного прогулочного автомобиля началась еще в конце 1990-х годов. В 2000-е в его выводе на рынок планировал участвовать Рособоронэкспорт, который тогда начал заниматься инновационными проектами гражданского назначения. Но по техническим причинам разработку аппарата не довели до конца, пояснил «Известиям» руководитель проекта, предприниматель, член Общественной палаты Нижнего Новгорода Виктор Растеряев. Спустя 15 лет проект решили возродить и представить его на «Архипелаге 2121» для экспертной оценки, замера интереса со стороны потенциальных заказчиков и партнеров.
«У нас есть готовый образец — рабочий подводный автомобиль, который прошел испытания в Черном море в районе курортного поселка Большой Утриш», — пояснил Растеряев.
По его словам, в свое время в его создание вложили «значительные денежные средства», и проекту пока рано превращаться в музейный экспонат.
«Наша команда не просит денег на его доработку, но мы считаем, что именно сейчас он имеет хорошие перспективы и в туристической отрасли, и в промышленности», — отметил он.
Бизнесмен рассказал, что это уникальный аппарат, схожие есть только в Нидерландах, но они стоят в несколько раз дороже. На голландском батискафе C-Explorer 3, например, в 2019 году президент России Владимир Путин спускался к месту гибели во время Великой Отечественной войны подлодки Щ-308 «Семга» в Финском заливе. Отечественные разработчики рассчитывают, что цена подводного автомобиля не превысит $250 тыс., а в случае выхода на серийное производство она будет еще ниже. Уже возродили производство стеклянного купола аппарата, на втором этапе восстановят производство нижней полусферы, жесткого корпуса. Остальные детали доступны в России уже сегодня. Планируется модернизировать манипулятор и использовать литий-ионные аккумуляторы, которые позволяют ускорить зарядку аппарата, увеличить время работы.
«Марина» рассчитана на двух пассажиров. Длина аппарата — 4,5 м, ширина — 2,48 м, высота — 1,78 м. Глубина погружения: эксплуатационная — 50 м, предельная — 100 м, расчетная — 125 м. Скорость подводного хода: максимальная — 2,8 узлов, экскурсионная — 0,5–1,0 уз., вертикальная — 0,4 уз.
В жестком корпусе поддерживается атмосферное давление, что позволит туристам без подготовки погрузиться на глубину до 50 м и осматривать подводные достопримечательности, затонувшие суда. Время нахождения под водой будет зависеть от объема кислородной смеси на борту, но должно не превышать четырех часов. Сегодня по стандартам безопасности дайверу начального уровня разрешено погружаться на глубину до 12 м, продвинутому дайверу открытого водоема — до 30 м, а глубоководному дайверу — до 40 м, что требует серьезной физической подготовки.
Первая российская экскурсионная подлодка под названием «Нептун» была изготовлена еще в советские годы на «Севмаше». Мы ее обсуждали уже в этом блоге – Первая советская туристическая подводная лодка. В начале 1990-х она принадлежала совместному российско-итальянскому предприятию и даже выходила в Карибское море с туристами на часовые экскурсии. В 1996 году аппарат должен был пройти ремонт и модернизацию в Северодвинске. Но из-за выявленных конструктивных недостатков подлодки ремонтировать ее не стали. Позже находились инвесторы, которые хотели сделать из нее музей-кафе в Москве, но проект не был реализован. В начале 2021 года появилась информация, что подлодка превратится в музей на юге Архангельской области, и сейчас она находится в распоряжении Вельского военно-морского клуба.
В ноябре 2020 года СМИ со ссылкой на директора OceanGate Expeditions Стоктона Раша сообщали, что в мае 2021 года компания собирается проводить туристические экспедиции на «Титаник». Американский бизнесмен рассчитывал, что сможет ежегодно с мая по сентябрь каждую неделю организовывать погружения к кораблю. Для этого он хотел использовать частную подлодку, рассчитанную на пять человек. Стоимость билета составит $125 тыс.