В очередной раз пересчитывая заветные рубли своей пенсии, наши пенсионеры тяжело вздыхают: опять придется сидеть на курином бульоне из косточек, и не получится попробовать заморские экзотические фрукты. Например, авокадо, киви, мангустин, карамбола – да всех названий и не упомнить.
Говорят, эти овощи очень полезные, но только не для наших рядовых пенсионеров с их скудной пенсией: может быть – потом, когда-нибудь. И начинают думать и гадать, какую же пенсию получают их ровесники за океаном, скажем, в США, которые позволяют себе круизы на белоснежном лайнере по Средиземному морю. И есть ли среди этих пенсионеров «наши», иммигрировавшие за океан в 90-е годы прошлого столетия? Попробуем разобраться в этом сомнительном вопросе.
Моя мама со школьной скамьи дружит с тетей Таней – своей лучшей подругой, которая в те самые 90-е годы вышла замуж за среднестатистического американца и уехала в Штаты. Там ее и пенсионный возраст застал.
Что это было – рок судьбы, или стечение обстоятельств, – точно сказать не могу. Но меня тоже занесло в Америку по обмену опытом, и в тот же штат, где проживала тетя Таня: Орегон.
Там я соскучилась по маме, помогла оформить ей визу и купила билет на самолет. Встретила маму в аэропорту, обменялись новостями. Мама сказала, что хотела бы встретиться со своей старой подругой, которая проживает в этом же штате (Орегон) на берегу океана.
У меня в мыслях сразу же возникло: ого, ничего себе – двухэтажная вилла на берегу океана.
Но все пошло не по тому сценарию, который возник в моем воображении.
Однако все по-порядку.
Первое время тетя Таня была довольна своей жизнью в Штатах. Ее американский муж с украинскими корнями устроил тетю Таню на работу, и она успела заработать себе 10 лет стажа, необходимых для получения минимального пенсионного пособия.
Но вскоре тетя Таня разошлась с мужем и оказалась на улице. У нее не было ни своего жилья, ни накоплений, ни имущества. Кроме 10 лет стажа и американского гражданства.
Согласно с американским законодательством, для того, чтобы ее признали малоимущей и предоставили ей социальное жилье, ей надо было пожить некоторое время в приюте. Только после этого она могла рассчитывать на льготы и пособия.
Вскоре она была признана малоимущей и ей предоставили социальное жилье. То самое, на берегу океана. Выглядело оно снаружи очень жалко. А внутри располагались две комнаты, кухня и санузел.
Оплачивает тетя Таня только коммунальные услуги, которые не превышают 100 долларов в месяц. Помимо этого, статус малоимущей дал ей право на бесплатную медицинскую страховку, не дожидаясь пенсионного возраста. Размер ее пенсии составляет 1 200 долларов, и это благодаря заработанному в США стажу – 10 лет. А те эмигранты, у которых нет такого рабочего стажа, права на пенсию не имеют.
Конечно, подумала я, на такие средства в круиз не отправишься.
Правда, коренные американские пенсионеры путешествуют не только по Америке, но и посещают другие страны мира. По их внешнему виду и образу жизни явно видно, что они не бедствуют.
Тетя Таня объяснила, что заботиться о своей пенсии американцы начинают еще с молодых лет.
К сожалению, сама она этого не сделала, рассчитывая на своего американского мужа.
Каждый месяц работающие американцы перечисляют в пенсионный фонд 6,2% от своей заработной платы. Такие отчисления могут составлять даже до 10-12% от дохода. В этом случае и работодатель должен отчислять за своего сотрудника дополнительные взносы.
Помимо всего остального в США существуют и добровольные пенсионные фонды.
Работая официально, имея доход выше среднего и перечисляя в пенсионный фонд большие проценты, такие пенсионеры смогли обеспечить себе достойную старость и круиз по Средиземному морю.
Несмотря на свое более-менее хорошее пенсионное обеспечение, тетя Таня заплакала. Говорит, как же я соскучилась по родине и своим смоленским лесам. Там земля родная прокормит и без пенсии. Грибочков насобираем, насушим, замаринуем, а лесные ягоды пойдут на пирог да на компот.
По лесам дичь кое-какая водится, перепела, дикие утки, заяц-беляк да заяц-русак, из которых такие блюда получаются, что американцам и не снилось.
Тетя Таня всерьез вознамерилась вернуться на родину в Россию. Но на побережье океана надвинулся цунами – домики снесло в океан, и много людей погибло. Не довелось тете Тане увидеть родину на старости лет.