Connect with us

Hi, what are you looking for?

Здоровье и красота

Ученый объяснил «загробную жизнь» во время клинической смерти с научной точки зрения — RSUTE

Ученый объяснил «загробную жизнь» во время клинической смерти с научной точки зрения — RSUTE

Юрий Сердюков, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия, социология и право» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) предложил научному сообществу новую концепцию формирования субъективной реальности во время клинической смерти, позволяющую дать естественно-научное объяснение переживаниям, которые испытывает человек в этом специфическом состоянии.

Юрий Сердюков объяснил, что то состояние, которое человек испытывает перед смертью, обусловлено рядом изменений в психике. По его словам, картины «рая» или «ада» – это следствие работы головного мозга. Однако те же картины  можно объяснить без всякой мистики, проведя анализ физиологических и психических процессов.

Специалист подчеркнул, что человек в состоянии повлиять на предсмертные видения, и от этого зависят его шансы на возвращение к жизни. Так, больше возможностей имеют люди с более крепкой психикой.

Ценным источником знаний о человеке, находящемся в состоянии клинической смерти, является также книга Льва Моисеевича Литвака, доктора медицинских наук, профессора психиатрии, который 26 дней находился в коме и, выйдя из нее, подробно описал то, что он чувствовал.

Лев Литвак делит это терминальное состояние на 4 стадии: 1 стадия – мрак; 2 стадия – витальная депрессия; 3 стадия – эйфория; 4 стадия – выход из терминального состояния. Так как автор является по специальности врачом-психиатром, он объясняет эти стадии, как части психопатологического процесса.

Более того, он специально сопоставляет ряд мистических переживаний с переживаниями в остром психозе и выявляет их общность, что позволяет лучше объяснить склонность к мистическим истолкованиям «околосмертного опыта».

Как считает Юрий Сердюков, пребывание в состоянии комы сложно считать психозом, так как психоз – это выраженное нарушение психической деятельности, которое, в этом случае, трудно доказать. Сердюков считает, что в  «терминальном состоянии сознания» происходит распад психики, человек теряет способность к вербально-логическому мышлению.

Субъективная реальность превращается в нерасчлененный поток сновидных переживаний, которые создаются спонтанной активностью мозга.

Содержание переживаний обусловлено тремя факторами: всей прожитой жизнью, начиная с внутриутробного периода, врожденными психическими структурами личности и активизацией определенных генетических структур в ситуации сильнейшего стресса, которым и является клиническая смерть.

Суть концепции российского ученого состоит в том, что человек может сам повлиять на содержание «околосмертных» переживаний.  Для этого нужно сформировать жизнеутверждающее восприятие мира, а также нацелиться на создание комплекса устойчивых позитивных впечатлений, зафиксированных в нейродинамических структурах нашего мозга.

Если следовать этим рекомендациям, то снижается риск глубокой витальной депрессии, который ведет к «аду»,  и напротив, повышается вероятность «показа» ярких картинок, которые соответствуют образу рая.

Еще один существенный аспект околосмертных переживаний, выявленный в концепции профессора Сердюкова, заключается в следующем: поскольку они протекают в условиях, когда отсутствуют естественные регуляторы времени (в первую очередь – солнечный свет, ритмы сердца), — субъективно они могут длиться вечно.

Хотя объективно, по физическому времени, они протекают совсем недолго. И в этом субъективно вечном бытии вся предшествующая жизнь кажется человеку всего лишь эпизодом.

Новые идеи были высказаны Юрием Сердюковым  на международном  междисциплинарном семинаре «Нейрофилософия», прошедшем в  Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

В тренде