Connect with us

Hi, what are you looking for?

Здоровье и красота

Пережиток НЭПа или зачатки мелкого бизнеса: фарцовка в СССР

Пережиток НЭПа или зачатки мелкого бизнеса: фарцовка в СССР

Если сказать понятным для простого обывателя языком – фарцовка являлась способом торговли зарубежными товарами, которых в советских магазинах не было. А фарцовщики – это люди, занимающиеся такой торговлей, которую приходилось прятать от «контролирующих органов» и продавать товары из-под полы.

Пережиток НЭПа или зачатки мелкого бизнеса: фарцовка в СССРГде брали такие товары фарцовщики? По разным каналам: их привозили теплоходом, самолетом, наземным транспортом, в основном обувь и одежду.

Были популярны оригинальные пластинки с записями западных ансамблей – их тоже можно было достать у фарцовщиков. А также сигареты, сувениры, украшения и даже такую мелочь, как жевательная резинка жевательная и просто пакеты с логотипами типа «Marlboro».

Что такое фарцовка и фарцовщики в широком понимании слова?

Социально-экономическая ситуации в СССР в послевоенные годы не могла быть показательной. Оно и понятно: большие да маленькие города лежат в руинах,  их надо было отстраивать и дать людям жилье. Но в первую очередь надо было поднимать предприятия. Поэтому выпуск товаров широкого потребления, одежды и обуви в этом плане отставал. А люди хотели хорошо одеваться и вернуться к нормальной жизни. Вот и началась эпоха фарцовщиков, которая примерно с 1957 года уже входила в быт советских людей.

Почему именно с этого периода фарцовка взяла свое начало?  Все поясняется проведением в Москве Фестиваля молодежи и студентов. Молодые люди ближе перезнакомились между собой, начали обмениваться сувенирами и разными предметами, которых не было, скажем так, на полках советских магазинов.

Продлилось это явление (фарцовка) более 30 лет, считай, до последних дней существования СССР.

Фарцовщики – поставщики товаров западного производства

Откуда брались источники дефицитных западных товаров? Это в первую очередь гостиницы (сотрудники и гиды, сопровождающие туристов); дальнобойщики, моряки торгового флота.

Исключительной популярностью среди потребителей  пользовались фирменные джинсы, фирменные туфли на платформе («манная каша»); кроссовки «Адидас» и прочее барахло.

Но купить такие товары у фарцовщиков было непросто, поскольку каждый фигурант, занимающийся этим видом деятельности, имел свой круг потребителей. «Чужим» не доверяли.

Что давали фарцовщики иностранцам взамен на товары? Красную и черную икру, сувенирные расписные тарелки с хохломой, юбилейные рубли. Но особенной популярностью пользовалась советская водка.

Ближе к распаду СССР в Приморье стала популярной различная японско-корейская аудиотехника. Ее советские моряки выменивали в портовых городах на перечисленные выше советские товары. Часть «западной» продукции везли с собой советские солдаты, которые возвращались из Афганистана.

Появились новые слова и выражения, такие как шузы (обувь), лопатник (кошелек), «самострок» (подделка под фирму) и так далее.

Все деловые инициативы, такие как бизнес, частная торговля, в СССР были монополизированы государством, а советская пропаганда старалась всячески очернить фарцовщиков в стиле «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!».

Пойманным фарцовщикам «шили дело» за «спекуляцию» и отправляли в тюрьму, но это не сильно останавливало сам процесс фарцовки. Она процветала вплоть до развала СССР. Но с тех пор, как в конце 1980-х годов люди получили возможность выезжать за границу в «шоп-туры», фарцовка стала сходить на «нет». А начиная с 1991 года фарцовка и вовсе исчезла.

В тренде