После того, как в 2001 году я впервые побывал на самой высокой точке Южного Урала — горе Ямантау, с интересом прочитал в Интернете о тайнах, окружающих эту вершину.
Тут же написал отчет о своем пребывании на горе и на полузаброшенных объектах у подножия.
Написал, признаться, глупость, приняв фундамент одного из недостроенных зданий рядом с вентиляционными шахтами за резервуары для “предтранспортировочного хранения урановой руды”. Через пятнадцать лет я наткнулся на отголоски этой чуши, когда случайный попутчик начал рассказывать мне о том, как под Ямантау добывают уран, ссылаясь на мою же статью.
Искренне предупреждаю, что нижеизложенное – это мнение простого обывателя, который не раз бывал в тех краях и собирал все доступные общественности факты воедино.
Вид на Ямантау (Большой и Малый Ямантау) с юго-западного участка Южно-Уральского заповедника
Несколько слов о самой горе — возможно, самом загадочном месте в России. Ямантау окружает много легенд, слухов и баек, однако факты таковы: в самом сердце Южного Урала, посреди специально созданного заповедника, куда вход простым смертным запрещен и где походников постоянно отлавливают егеря, окруженная горными хребтами, каменными реками, тайгой и болотами, высится гора Ямантау. Невысокая, всего чуть более 1600 метров. На вершине летом иногда задерживается снег, а у подножья виднеется горно-обогатительный комплекс с автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс и то, что, возможно, находится внутри горы, обслуживается закрытым городом Межгорье с населением в 16 000 человек. В город от трассы ведет единственная дорога с блокпостами.
Трасса Р316 на повороте в Межгорье. Место окончания туристических маршрутов (если не поймают егеря)
Шумиху вокруг горы подняли еще американцы в 1996 году, поскольку возмущались ведением там масштабного военного строительства. Напомню, в то время Россия, как Украина сейчас, проедала один кредит МВФ за другим, не имея денег на выплату зарплат врачам и учителям. Объяснение этому парадоксу простое — поддерживать законсервированные подземные стройки в неаварийном состоянии очень дорого. Надо постоянно тратиться на водоотлив, вентиляцию, мониторинг выработок. Например, на поддержание законсервированного автомобильного подземного тоннеля в соседней Уфе, длина которого всего 300 метров, требуется двести миллионов рублей ежегодно. Кстати, строительством тоннеля занималось то же самое Управление строительства №30 из Межгорья. Страна не могла себе позволить ни забросить огромный проект, в который Советский Союз вложил сотни миллионов народных рублей, ни продолжать тратить их впустую, не имея никакой отдачи в плане стратегической безопасности.
В наши дни народное сознание прочно ассоциирует Ямантау с “Бункером Путина” или “Ковчегом судного дня” для правительственной элиты России. Смею вас уверить, по состоянию на 2016 год он ни тем, ни другим являться не может.
Стоит отметить, что в самой горе вряд ли что-то есть. Убежище может находиться под горой, сам же горный массив выступает в качестве щита. Поэтому делать какие-то расчеты о размере бункера исходя из объема горы, как это сделали в некоторых СМИ, лишено смысла.
Ямантау не может рассматриваться в качестве бункера Путина по причине того, что он не гарантирует безопасности от ядерного оружия. Несколько ударов в одну точку даже стандартными 100-150-килотонными боеголовками пробьют гору насквозь и обрушат тоннели под горой. Кроме того, мощность термоядерных зарядов не ограничена ничем, кроме способов доставки. Например, советская термоядерная Царь-бомба, доставляемая модифицированным бомбардировщиком ТУ-95В, имела мощность в 50 мегатонн. Такая бомба испаряет камень в радиусе четырех километров и обрушивает подземные коммуникации на десятки километров вокруг. Напомню, мощность того взрыва была искусственно занижена в два раза, чтобы экипаж бомбардировщика успел улететь на безопасное расстояние.
Термоядерная авиационная бомба АН-602
Ямантау также не может быть бункером Путина из-за своей удаленности. В случае начала ядерной войны основной удар будет нанесен внезапно, за 10-20 минут. Успеть скрыться из столицы можно только через подземную сеть тоннелей или защищенный от последствий ядерного взрыва вертолет. Максимальная дальность полета модифицированного Ми-8, на котором летает Путин, составляет не больше 600 километров, в то время как Ямантау находится в два раза дальше. Полагаться на вариант с пересадками и дозаправками нельзя, поскольку первый удар, вероятно, уничтожит основную летную инфраструктуру страны. Действующих аэродромов в самом Межгорье или в соседнем Белорецке, чтобы принять даже небольшой самолет, нет, не говоря уже о президентском Ил-96-300. Поэтому единственный вариант для выживания руководства страны — это тайные бункеры в Подмосковье или в соседних областях. Причем основной упор именно на слово “тайные”, поскольку только секретность сможет уберечь руководство страны в случае полномасштабной ядерной войны.
Участок трассы Р316 “Тещин язык”
В-третьих, Ямантау не годится на роль ковчега судного дня, так как не имеет соответствующей транспортной инфраструктуры. Рядом с Ямантау проходит всего одна узкая и извилистая трасса, изобилующая крутыми обрывами и мостами через горные реки. Заблокировать движение по всей трассе сможет всего одна фура, что случается даже в мирное время. Железная дорога, проложенная при Советском Союзе до самого Межгорья, сейчас заброшена. Во многих местах рельсы сняты, мосты находятся в полуразрушенном состоянии. Ближайшие аэропорты находятся в Уфе и Магнитогорске, поэтому основная надежда на автомобильную трассу. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств без поддержки инженерных войск пропускная способность трассы упадет до нуля. Вспомните, что бывает в крупных городах в час пик, когда на дороге ломается всего один автомобиль, и помножьте это на сотни. С самой трассы до Ямантау теоретически можно дойти пешком, но в тайге ориентиры легко теряются, а зимой без специального снаряжения шансы дойти куда-то стремятся к нулю.
Инженерная машина разграждения ИМР-1
И, наконец, Ямантау не годится на роль убежища судного дня, так как объект не имеет военного прикрытия. Именно внутренние войска смогли бы обеспечить порядок при эвакуации, а инженерные части гарантировали бы проход техники даже при слабой транспортной инфраструктуре. ПВО смогла бы прикрыть гору на случай атаки с воздуха. Между тем военные части, которые когда-то окружали этот объект, сейчас заброшены.
Все эти факторы не исключают потенциально более важную роль Ямантау. Об этом говорит то, что железная дорога все же была построена, в Белорецке был аэропорт, а гору окружали множественные строительные объекты и военные части. То, что сейчас эта инфраструктура разрушена и не восстанавливается, скорее говорит о том, что правительство не видит особой угрозы, к которой стоит готовиться.
Тем не менее, ядерная война не является единственным риском, ради которого стоит строить и содержать крупный подземный объект. Остается возможность пандемии, внезапной геологической или климатической катастрофы, падения крупного метеорита или астероида. Ради этого стоило бы развивать транспортную инфраструктуру, потому что нынешняя не гарантирует спасение никого, кроме персонала Ямантау, и, может быть, жителей Межгорья.
Чем же на данный момент является объект под горой Ямантау? Есть высокая доля вероятности, что там находится один из элементов системы “Периметр” — комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. В этом случае в окрестностях горы должны быть ракетные шахты с командными ракетами, а также комплексы спутниковой связи. Впрочем, первые и последние могут быть мобильными. Кроме того, не исключено, что в подземных чертогах Ямантау располагается секретный научно-исследовательский или производственный объект. Эту версию косвенно подтверждает наличие на границе с Южно-Уральским заповедником другого закрытого города. В Трехгорном на “Приборостроительном заводе” с 1952-го года занимаются производством ядерных боеприпасов. Не исключено, что продукцию этого завода складируют под Ямантау. Лично я считаю эту версию наиболее вероятной, поскольку ввиду своей удаленности гора обеспечивает дополнительную безопасность, а при случайной детонации масса Ямантау предотвратит попадание радиоактивной пыли в атмосферу.
Подведем итоги. Ямантау не может претендовать на роль бункера Путина, хотя при должном развитии окружающей инфраструктуры имеет потенциал стать чем-то вроде ковчега на случай глобальной катастрофы. Сейчас Ямантау к этой роли не готов. Скорее всего (руководствуюсь принципом лезвия Окхама), нынешнее основное назначение объекта под горой Ямантау — это военный склад.
Источник